на сайте
на Народ
на Яндекс

Исторические личности

Макаров Степан Осипович

 

Фотографии улицы | Карта

 

Макаров Степан Осипович   Макаров Степан Осипович [27.12.1848(8.1.1849), Николаев, - 31.3(13.4).1904, близ Порт-Артура], русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 - на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке "Русалка" исследовал проблемы непотопляемости кораблей. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход "Великий князь Константин" для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны 1877-78 осуществил эту идею и провёл ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда). В 1881, командуя пароходом-стационаром "Тамань", провёл гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд "Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей" (1885), удостоенный премии Российской АН. В 1882-86 служил на Балтийском флоте. В 1886-89, командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно - в северной части Тихого океана. Эти работы были М. обобщены в труде ""Витязь" и Тихий океан" (т. 1-2, 1894).

   В 1890 назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах изобрёл бронебойные наконечники (так называемые "наконечники Макарова") к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 - командующий эскадрой Средиземного м. В 1894-96 совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 перешёл с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 перешёл через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию. В 1896 командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола "Ермак". В 1897 опубликовал капитальный труд ("Рассуждения по вопросам морской тактики", 2 изд., 1943), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. В марте 1899 на "Ермаке" М. перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне - августе того же года совершил на "Ермаке" два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81?21' с. ш. В 1901 плавал в Баренцевом море в тяжёлых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли.

   С 1899 главный командир Кронштадтского порта. В труде "Без парусов" (1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. После начала русско-японской войны 1904-05 назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине. В 1913 в Кронштадте М. сооружен памятник (работы Л. В. Шервуда).

 

Источник материала: Рубрикон

 

Фотографии улицы | Карта

 

 

 

  

Design by Vorona M.

Hosted by uCoz