на сайте
на Народ
на Яндекс

Эмблема "Малой родины"

Парадный герб Тольятти   Чудо-город! Так хочется назвать его. И вполне справедливо. Ибо, воистину, сказочное перевоплощение досталось ему: от небольшого городка - крепости через почти полное исчезновение (в 1955 г.) к разросшемуся городу, известному во всем мире своей развитой промышленностью, культурными центрами и олимпийскими чемпионами. Деловитый и беспокойный, живущий заботами перестроенного времени, он уверенно заявляет о себе: заводит партнерство с далеким и ближним зарубежьем, выплескивается на улицы торговым разнообразием, множит число «новых русских», завоевывает славу одного из богатейших и дорогих городов России. Хранит преемственность поколений и развивает духовное богатство граждан города.

   По-разному говорят о Тольятти его жители: академическим языком географических описаний, историческими повествованиями, литературными откровениями, резцом и кистью, чёткой и сдержанной статистикой. Но всегда с любовью.

   Тольятти (до 1964 г. Ставрополь-на-Волге) расположен в среднем течении Волги, напротив Жигулевского горного массива, красочно неповторимого, известного своими легендами и преданиями. Является городом областного подчинения, входит в состав Самарской (Куйбышевской) области. Районный центр Ставропольского района. Площадь - 30 тысяч гектаров. Имеет три административных района: Центральный, Автозаводской, Комсомольский. Население свыше 740 тысяч человек. Протяженность вдоль левого берега - 22 километра. Сообщается железнодорожной магистралью с городами Самарой и Сызранью; водным путем - с морями Каспийским, Черным, Балтийским, Белым, Азовским; более чем 20-ю автобусными маршрутами с городами соседних областей и республик Российской Федерации. В 58,5 километрах от города - международный аэропорт Курумоч. Расположен в зоне умеренно-климатического пояса на 53.28 градусах северной широты и 49,25 градусах восточной долготы. Ушедший под воду Ставрополь был примечателен не только тем, что «...географическая долгота считается от меридиана, проходящего через город Ставрополь и на полградуса к западу от Астрахани...», Ставрополь это и первые кумысолечебницы, и именно здесь началась работа по санитарной статистике ее основоположником Евграфом Алексеевичем Осиповым. Город, где провел свое детство и постигал основы грамоты великий Державин и много других, не менее интересных людей и событий. Основан как крепость в 1737 году, Ставрополем назван в 1739 г. Ставрополем-на-Волге - во второй половине XIX века, Тольятти - в 1964 году. Имена двух выдающихся людей прославляют жизнь этого города: Василия Татищева и Пальмиро Тольятти.

   Более двух с половиной столетий отделяют нас от того дня, когда на необитаемых ранее берегах главной российской водной дороги Волги решено было заложить город. К июню 1738 года строительство крепости развернулось широко. Кроме военной организации по образцу казачьего иррегулярного войска, он населялся землепашцами, торговыми людьми и крещеными калмыками, которым обещали всякие блага. Тем, кто принимал христианство и переселялся на место нового города, прощались убийства, невозвращенные долги они освобождались от зависимости прежнего хозяина. Правительством строились частные дома и общественные здания: больницы, церкви, организована калмыцко-русская школа. Крепость обретала статус города и имела вначале с 1751 года гербовую печать, а позднее, в 1780 году - герб. В нижней части щита, в золотом поле - треугольная крепость, в середине которой водружен черный крест, означающий имя города, ибо Ставрополь - это греческое слово, в переводе - город Святого Креста. Герб был составлен Действительным Статским советником герольдмейстером Волковым и утвержден 22 декабря 1780 года императрицей Екатериной II. В геральдической практике России принято было для городов губернского подчинения делить поле герба на две части: в верхней изображался герб губернии, в нижней - собственно городской герб. Поскольку Ставрополь в разное время относился к двум губерниям, то в литературе и описаниях можно встретить два изображения герба: если в верхней части башня - значит это время до 1851 года, когда город относился к Симбирской губернии; если в верхней части герба - коза - это время после 1851 года , когда он был причислен к вновь образованной Самарской губернии. Но при всех изменениях язык геральдики высказывал основную и главную идею - крещение калмыков.С незапамятных времен употреблялись символические изображения на оружии, знаменах и других предметах, Постоянные войны и междоусобицы выдвинули на первое место рыцарей, отличившихся доблестью и храбростью. Они, в память о своих подвигах, помещали на одежде символические изображения, которые свято хранили. Появляется необходимость обосновать правила пользования этими знаками. Составление правил было возложено на наиболее известных лиц - герольдов (ветеранов). Отсюда и пошло название науки геральдика. Знаки передавались по наследству и получили название «герба». Герб стал изображаться на печати владельца замка, поместья. Так появились гербы земельные, Герб города имеет историческое прошлое, что мы и видим, глядя на герб Ставрополя. В XIX веке город развивался по статусу заштатного, оживлялся летом, благодаря навигации на Волге. Был, в основном, мещанским, частично - торгово-купеческим и дворянским. Основным предметом торговли являлась сельскохозяйственная продукция, натуральная и переработанная. С другими городами он соединялся почтовым и прогонным трактами и торговой дорогой Ставрополь - Сызрань, на которой летом работала переправа в районе села Жигули. На почтовой станции содержались четыре лошади. В 1950 году началось строительство Волжской ГЭС. Стройка превратила маленький городок в Индустриальный центр. Прокладывались автомобильные и железнодорожные магистрали, соединившие Ставрополь с Куйбышевом и Сызранью. Население города увеличилось в несколько раз. После строительства плотины Ставрополь попадал в зону затопления. В 10 километрах от него на возвышенном месте отводится территория более 30 тысяч гектаров земли для переноса старого и строительства нового города.

   Перенос города начался в 1953 году. Переселялись не только живые, но и усопшие, под водой не оставили никого. Так возник новый Ставрополь. Молодежь, съехавшаяся из всех регионов страны, построив город, обретала здесь свой дом, заботилась о его благоустройстве, ощущала себя хозяином положения и стремилась выразить все это в стихах, песнях, выставках, продолжала основы культурных традиций. Нужна была эмблема, Отличительный знак, выражающий исторические и культурные традиции, экономическое своеобразие города. Нужен был герб.

Повседневный герб Тольятти   При подготовке к 250-летнему юбилею города, в 1979 году был объявлен конкурс на лучшее изображение герба города, в котором приняли участие 30 человек. Инициатива о проведении такого конкурса исходила от группы сотрудников музея и службы Главного художника АПУ города. Среди претендентов-конкурсантов были архитекторы, художники, дизайнеры. В краеведческом музее они знакомились с основами геральдики, получали постоянные консультации по истории края. 28.12.79 года, в вестибюле музея открылась конкурсная выставка. На планшетах размером 1 метр на 1 метр были представлены работы с символикой гербов под различными девизами. Конверты вскрывались тогда, когда жюри подвело итоги. Конкурс проходил в 3 тура. И только в 1982 году был принят окончательный вариант. Автором герба стал художник Арсен Маркович Корж. В течение долгого времени выставка конкурсных проектов работала в музее. С ней знакомились и жители, и гости города. Старожилы Ставрополя искали в гербе старые символы, молодежь ратовала за новизну и стремительность текущего времени. И те и другие чувствовали себя сопричастными историческому событию, делились своими мыслями в книге отзывов.

   Решением горисполкома №74/1 от 4.03.82 года герб Тольятти был утвержден на местном уровне, оставаясь символом для всех остальных. При отсутствии в стране официальной геральдики герб был чем-то вроде экзотического своеобразия, присущего нашему городу. Он украшал всю печатную продукцию, языком эмблем вел рассказ на городских улицах, приглашал на праздники. Все юбилейные торжества в 1987 году прошли под его эгидой. По нему город стали узнавать за пределами страны.

   Но наступили иные времена. При Президенте России появилась Герольдия, которая постепенно возрождает геральдическую науку. Герб отныне не экзотическая картинка, а символ, который удостоверяет наш город в государственном реестре.

   И вот на этом этапе гербу, а заодно и хранителям исторического наследия, пришлось отстаивать право герба 1982 года быть визитной карточкой нашего Тольятти. Появилось множество предложений о проведении нового конкурса. Но второй конкурс так и не состоялся.

   В мэрию было написано официальное письмо с подробным изложением хода и результатов конкурса 1979-82 годов, приложены документы, обоснована символике герба, которая выражала социально-экономическую сущность и своеобразие города. Специалисты-историки, дизайнеры и художники разработали теперь уже основы герба в соответствии с наукой геральдикой. Большую помощь и поддержку в отстаивании символики герба оказал, ныне покойный, Сергей Иванович Туркин - бывший секретарь горкома партии.

   В 1996 году мэром С.Ф. Жилкиным была сформирована комиссия историков под руководством вице-мэра Пересветова Е. Л., А.Э. Лифшица - зав. кафедрой общественных наук политехнического института, В. А.­Овсянникова - преподавателя этой же кафедры, М. Р. Виноград - директора городского архива, Н.Г. Лобановой - ведущего специалиста городского архива, В. И. Гаврюшиной - директора фонда историко-культурных памятников. В ее задачи входило подготовить материалы для государственной экспертизы:
- решения горисполкома 1979-82 годов,
- эскизы в цветном и черно-белом вариантах,
- герб в разновидностях материалов: дерево, металл, кожа,
- печатную рекламно-сувенирную продукцию.

   Государственный Герольд­мейстер, он же заместитель Генерального директора С.-Петербургского (Ленинградского) Эрмитажа, рассмотрел представленные материалы. И выдал рекомендацию (устную и письменную) провести экспертизу, возродить Ставропольский герб и утвердить его на заседании городской Думы. Городские историки ознакомились с советами Герольдмейстера и дали свое заключение на экспертизу, отстаивая основное содержание современного герба, согласившись с незначительными, чисто геральдическими поправками экспертизы. Городская Дума, рассмотрев документацию и незначительно измененный герб, своим решением приняла вариант герба 1982 года, о чём известила Герольдмейстера и попросила зарегистрировать герб города Тольятти. Все эти прения были направлены на государственную линию возврата к историческим ценностям. И геральдмейстерская служба, которая и возродилась благодаря этому направлению, отстаивала свою точку зрения. В обширном энциклопедическом труде «Города России», изданном в 1994 году, с участием геральдической службы, изображен герб Тольятти таким, какой он был присвоен Ставрополю в 1780 году.

   Герольдмейстер учел и мнение жителей города. И родился второй вариант экспертизы, в котором предлагалось совместить гербы 1780, 1982 и 1996 годов в едином четырехчастном гербе, взяв за основу идею исторической преемственности. Историки с этим предложением согласились. Городская Дума утвердила герб. Герольдмейстер Г. В. Вилинбахов 27 марта 1996 года удостоверил право герба на повсеместное использование. В апреле 1996 года периодическая печать известила население Тольятти о том, что герб города занимает полноправное место в реестре гербов Российской Федерации и город будет узнаваем по нему. Многолюдные магистрали украсились его полномасштабными изображениями, а в присутственных местах официальные письма печатаются на бланках с гербом.

   Местная пресса, сообщая жителям о гербе, допустила досадную неточность. Не учла законы геральдики при черно-белом изображении герба. Но ведь, как известно, геральдику в школе мы не проходили, учились в тот момент, когда в стране она была полностью забыта. А между тем, в ней есть строгие правила, которые необходимо знать:

  • изображаемый щит с гербом всегда смотрит на нас. И наша левая сторона является его правой, а его левая - нашей правой.

  • основные гербовые материалы: финифти, металлы, меха имеют свои цвета, наименования, символические значения и строго определенное графическое начертание:

   Червлен - символ храбрости, мужества, неустрашимости; краска - смесь киновари и сурика; изображается графически вертикальными линиями,
   Лазурь
- символ величия, красоты и мягкости; краска - смесь кобальта и ультрамарина; изображается графически горизонтальными линиями (в старинных гербовниках можно встретить пунктирную линию).
   Зелень - символ изобилия, радости, надежды; краска - смесь хрома и растительной зелени; изображается графически диагональными линиями справа налево.
   Пурпур - символ силы, могущества, достоинства; краска - смесь кармина и розового лака; графически изображается диагональными линиями слева направо.
Чернь - символ печали, благоразумия, смирения; краска - жженая кость; графическое изображение Двоякое: взаимно пересекающиеся горизонтальные и вертикальные линии или сплошь закрашенное черное поле.
   Золото - символ справедливости, великодушия, богатства; графическое изображение - точки.
   Серебро - символ чистоты и невинности; не изображается графически, т. е. белое поле герба.
   Горностай - символ власти; графически изображается в виде черных хвостиков по серебряному полю (т.е. белому).

 

В.И. ГАВРЮШИНА.

Директор фонда историко-культурных памятников города Тольятти
Художественно-историко-культурный журнал «Самарская Лука» 1’98

 

 

  

Design by Vorona M.

Hosted by uCoz