на сайте
на Народ
на Яндекс

Исторические личности 

Максим Горький

 

Карта | Фотографии улицы

 

Максим Горький   Горький Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, - 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы. Отец Г. - столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать - В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Г. подростком начал тяжёлую жизнь "в людях". Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888-89 и 1891-92 странствовал по России.

   12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ - "Макар Чудра". Войти в литературу Г. помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах 90-х гг. Г. бичевал "хозяев жизни", мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его "Очерки и рассказы" (т. 1-3, 1898-99) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.

   Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Г. уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 в. В реалистических рассказах о народе ("Коновалов", "Челкаш", "Супруги Орловы", "Кирилка" и др.) Г. изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и - незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Г. ("Старуха Изергиль", 1895; "Песня о Соколе", 1899; "Песня о Буревестнике", 1901) с их пафосом "безумства храбрых" звали к революционному подвигу.

   Идейно-общественные искания привели Г. в конце 19 - начале 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской "Искры", участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации Г. призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин в "Искре" протестовал против преследований "европейски знаменитого писателя..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).

   На рубеже 19-20 вв. в романах и пьесах Горького начинается формирование социалистического реализма. В романе "Фома Гордеев" (1899) Г. дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе "Трое" (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899-1900 Г. знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы "Мещане" и "На дне". Вокруг издательства "Знание" Г. объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).

   В годы революционного подъёма постановки пьес Г. стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В "Мещанах" (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе "На дне" (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на "дно" жизни людей, Г. показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина ("На дне") и в философско-лирической поэме "Человек" (1903) Г. воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах "Дачники" (1904), "Дети солнца" и "Варвары" (обе - 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере "чистой" науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.

   Горький принял активное участие в революционных событиях 1905. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты "Новая жизнь", руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Г. и Ленин. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 в Москве Г. снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии Г. нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку рус. революции. Очерки и памфлеты Г. "В Америке" и "Мои интервью" (оба - 1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии.

   В годы Революции 1905-07 Г. создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе "Враги" (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе "Мать" (1906) Г. впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав "Мать" в рукописи, Ленин в беседе с Г. отметил своевременность романа (см. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, "Мать" стала настольной книгой миллионов.

   В 1906-13 Г. жил в Италии, на о. Капри. В годы реакции он сблизился с группой "Вперёд".Ошибочное увлечение Г. "богостроительством" сказалось в повести "Исповедь" (1908). Ленин в письмах к Г. подверг резкой критике "богостроительство", помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира ("Последние", 1908; "Васса Железнова", 1-я ред., 1910; "Городок Окуров", 1909) сочетались у Г. с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду ("Лето", 1909; "Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11). Ленин высоко оценил "Сказки об Италии" (1911-13) (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Горький показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника "По Руси" (1912-16). В сатирических "Русских сказках" (1912 и 1917) Г. осмеивал черносотенство, шовинизм, "кладбищенскую литературу" декадентов. Лучшее в творчестве Г. 1910-х гг. - автобиографические повести "Детство" и "В людях" (опубликованы в 1913-16). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.

   В 1913 Г. вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах "Звезда" и "Правда", в журнале "Просвещение". Г. осудил начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоенный журнал "Летопись", руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299-300).

   В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Г. недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле "Несвоевременные мысли" (опубликован в 1917-18 в полуменьшевистской газете "Новая жизнь", которую Г. редактировал). Эта позиция Г. вызвала решительную критику Ленина, который помогал Г. найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Г. не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 24-27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301-02, и др.). В 1918-1921 Г. активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства "Всемирная литература" и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Г. помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 1919-20 призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Г. говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Г. присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна.

   Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Г. по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Г. организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Г. (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922 ("О русском крестьянстве", выступление против приговора по делу эсеров).

   В 1922 Горький написал повесть "Мои университеты" - 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке "В. И. Ленин" (1924-31) он с большой художественной силой воссоздал образ "Человека с большой буквы", передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который "прост, как правда". Г. принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Г. опубликовал роман "Дело Артамоновых", в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Г. приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки "По Союзу Советов" (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Г. был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии ("Наши достижения", "СССР на стройке", "За рубежом", "История гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Жизнь замечательных людей", "Библиотека поэта" и др.).

   1930-е гг. - время нового расцвета драматургии Г. Пьесы "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933), "Васса Железнова" (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.

   Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Г. - монументальный роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" (1925-36; 4-я часть не была завершена). В этой "...движущейся панораме десятилетий" (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа - разоблачение "самгинщины", буржуазного индивидуализма. В "самгинщине" типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции "примыкала" к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.

   Великий художник слова, Г. был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Г. о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 - начале 1930-х гг., завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Г. определял его как "...реализм людей, которые... перестраивают мир...", и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое "...с высоты... целей будущего" (статьи 1933 "О кочке и точке", "О социалистическом реализме", Собр. соч., т. 27,1953, с. 44, 12). Г. неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека.

   Величие и мировое значение творчества Г. в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Г. оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Г. в искусство нового мира.

   Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о Г. как пролетарском писателе, который "...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Г. Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 20-30-х гг. (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.

   Горький похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы г. Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Г. в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской области УССР.

Источник материала: Рубрикон

 

  

Design by Vorona M.

Hosted by uCoz