|
|
|
|
Исторические личности
Кулибин Иван Петрович
Карта
| Фотографии бульвара
Кулибин
Иван Петрович [10(21).4.1735, Нижний Новгород, ныне Горький, -
30.7(11.8).1818, там же], русский механик-самоучка. Родился в семье
мелкого торговца. С ранних лет обнаружил исключительные способности к
изготовлению различных механических устройств. Особое внимание в юношеские
годы уделял изучению часовых механизмов. В 1764-67 создал часы в форме
яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия.
Эти часы К. преподнёс в 1769 Екатерине II, которая назначила его
заведующим механической мастерской Петербургской АН. Здесь К.
сконструировал "планетные" карманные часы, применив в них компенсационное
устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали
месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты
башенных часов, миниатюрных "часов в перстне" и др. Разработал также новые
способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др.
оптических приборов.
В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через р. Неву с
длиной пролёта 298 м (вместо применявшихся ранее 50-60-м пролётов),
предложив использовать оригинальные фермы с перекрёстной решёткой. В 1776
построенная К. модель этого моста в 1/10 натуральной величины была
испытана специальной академической комиссией. Проект К. получил высокую
оценку Л. Эйлера, Д. Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801 К.
работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные
проекты, несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены
правительством. Всего К. разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта
металлических мостов.
В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом
источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных
целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. К. была
изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо,
тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась
в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал
конструкцию "механических ног" - протезов (этот проект после войны 1812
был использован одним из французских предпринимателей). В 1793 построил
лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический
телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).
В 1801 К. был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он
разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 построил "водоход",
работу над которым он начал ещё в 1782. Испытания показали полную
пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение К. не
было использовано, а само судно через некоторое время было продано на слом.
К этому же периоду относятся работы К. по применению паровой машины для
движения грузовых судов. Автор многих др. проектов (приспособление для
расточки и обработки внутренних поверхности цилиндров, машина для добычи
соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной
конструкции, фортепьяно и др.). В последние годы жизни К. находился в
крайне тяжёлых материальных условиях.
Источник материала:
Рубрикон
Карта
| Фотографии бульвара
Наверх
|
|
|
|
|
Памятники города по разделам
|
|
|
|
Улицы города, носящие
имена выдающихся людей на карте города
|
|
|
|
Список улиц города,
носящих имена выдающихся людей
| | Творческие задания |
|
|
Карта
сайта |
|
|
|
Слайд-шоу
|
|
|
|
Введение |
|
|
|
Сеть
|
| |