![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Исторические личностиНекрасов Николай Алексеевич
На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Н. как народного поэта, сатирика, обличителя "верхов", заступника угнетённой деревни. Идейное общение с "новыми людьми" в "Современнике" помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью ("Поэт и гражданин", "Размышления у парадного подъезда", "Песня Ерёмушке", "О погоде", "Плач детей"). В 1856 вышел сборник Н. "Стихотворения", воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859-1861 в поэзии Н. углубляется тема деревни. Его стихи ("Дума", "Похороны", "Калистрат") и поэмы ("Крестьянские дети", 1861; "Коробейники", 1861; "Мороз, Красный нос", 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Н. в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу "грозил неумолимый рок", Н. сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьева. Это была ошибка ("звук неверный"), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни ("Прости меня, о Родина! прости!..."). В 1868 Н. удалось взять в свои руки "Отечественные записки". Он опубликовал здесь главы поэмы "Кому на Руси жить хорошо", поэмы о декабристах - "Дедушка" (1870) и "Русские женщины" (1872-73), сатиру "Современники" (1875-76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Н. воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось "хождение в народ". Н. стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед её самоотверженностью, звал к подвигу ("Сеятелям", 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни Н., проведённые в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал "последние песни", в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей "музе": "Сестра народа - и моя". Похороны Н. (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества "Земля и воля" выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Н. рядом с А. С. Пушкиным. Поэзия Н., подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Н. среди русских писателей-реалистов 19 в. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. "Я лиру посвятил народу своему", - сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразия типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Н. - от ранних стихотворений "Тройка" и "Родина" до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу. Никто, кроме Н., не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя ("Размышления у парадного подъезда", "Орина, мать солдатская", "Пир на весь мир") и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Н. был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства ("Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?"). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: "Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! ". Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Н. В "Железной дороге" (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом ("Рыцарь на час", 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Н., овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Н.; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках - "Княгиня Волконская", "Княгиня Трубецкая". В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 70-х гг. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76) увенчивает творчество Н. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Н. вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве. Важнейшая черта творчества Н. - его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах ("Современная ода", "Колыбельная песня") переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати ("Газетная", "Песни о свободном слове", "Суд"). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма "Недавнее время" (1871) и "Современники" (1875-1876); в центре второй из них - фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображенных со щедринской силой. Поэт глубоко национальный, Н. широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии. Многие стихи Н. ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне ("Коробушка", "Меж высоких хлебов..." и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский ("Калистрат", "Песня Ерёмушке"), Ц. А. Кюи ("Молодые", "Сват и жених", "Внимая ужасам войны", "Катерина"), С. И. Танеев ("Бьётся сердце беспокойное"). Марксистское литературоведение (Г. В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные годы начало разработку наследия Н. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещенных или искажённых царской цензурой. Советские некрасоведы заново воссоздают его биографию, изучают мастерство поэта. Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Н. в Ленинграде (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947). Источник материала: Рубрикон |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||