на сайте
на Народ
на Яндекс

Исторические личности

Непорожний Петр

   Улицы этой, кажется, в Тольятти еще нет. Фактически - нет, но в постановлении от 28 февраля 2000 года, подписанном чиновниками мэрии, обозначено четко: присвоить имя П.С. Непорожнего одной из улиц в районе малоэтажной застройки. А раз написано - значит, так тому и быть. Почему именно Непорожнего? Чем прославился этот человек? Какой след оставил на нашей земле? Говорят, оставил. Ветераны Волжского автозавода и Куйбышевгидростроя утверждают: Петр Непорожний был одним из тех, чья поддержка проекта создания автогиганта на Волге была просто неоценимой. Ведь ВАЗ строили в почти забытую эпоху плановой экономики - во времена, когда от мнения члена правительства зависело побольше, чем сейчас... Среди «спасителей» стройки ветераны называют еще несколько кремлевских фамилий: зампреда Совмина Владимира Новикова, завотделом ЦК Василия Фролова и, разумеется, министра автомобилестроения Александра Тарасова. Почему из них один Непорожний (в то время глава Министерства энергетики и электрификации СССР, выступавшего на строительстве ВАЗа в роли генподрядчика) удостоился улицы в Тольятти - не совсем ясно. Но зато сбылась давнишняя мечта в тольяттинских ветеранов строительной индустрии: появилась наконец в городе улица, носящая имя строителя...

   Впрочем, в нашей огромной стране улиц, заводов, дворцов, пароходов хватит, чтобы помянуть всех. Нет, скажем, в Тольятти улицы прославленного сварщика на сооружении Куйбышевской ГЭС, дважды Героя Соцтруда Алексея Улесова - зато есть она в городе Волгодонске. Это уж где как распорядится народная память.

Именем Непорожнего она распорядилась «по-хозяйски». Мало того что названа улица в Тольятти — не так давно в прессе появилось сообщение: собрание акционеров ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» решило назвать свое акционерное общество именем Петра Непорожнего, последнего министра энергетики Советского Союза, курировавшего грандиозные стройки на Енисее.

   Вообще, карьера этого человека мало чем отличается от трудовых биографий большинства его современников, занесенных в главную книгу страны — Большую Советскую Энциклопедию.

   Из справки по поводу присвоения Петру Непорожнему звания почетного гражданина Смоленска: «Родился 13 июля 7970 года в деревне Тужиловка, ныне в черте города Яготина Киевской области, в крестьянской семье. Трудовую деятельность начал в 1929 году, работая в системе Средазводхоза, занимал различные руководящие должности, возглавлял участок строительства гидроэлектростанции. В 1933 году окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта, получил специальность инженера-гидротехника по речным сооружениям.

   В 1933-35 гг. служил в Военно-морском флоте. В 1935-37 гг. работал в проектном институте в Ленинграде, на строительстве Чирчикских ГЭС, в 1937-40 гг. - в аппарате Наркомата тяжелой промышленности СССР. В 1940-54 гг. - главный инженер, начальник проектного института в Ташкенте, главный инженер на строительстве ГЭС в Ленинградской области и на Украине. В 1954-59 гг. П. С. Непорожний - заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР, председатель Госстроя УССР. В 1959-62 гг. -1-й заместитель министра строительства электростанций СССР. В 1953-65 гг. - председатель Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР, министр СССР. С сентября 1965 по март 1985 года - министр энергетики и электрификации СССР.

   Написал более десяти книг, посвященных проблемам электрификации страны, строительству гидроэлектростанций в различных климатических условиях. Профессор (1952), доктор технических наук (1959), действительный член Академии строительства и архитектуры СССР (1955-63), а после ее расформирования избран членом-корреспондентом АН СССР. Лауреат Ленинской премии (1958). Депутат Верховного Совета СССР 7-10 созывов. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, медалями...»
   Сухая справка, годная разве что на избиркомовский плакат или в некролог, - но уж какая есть. Тем более что не так уж много осталось людей, которые могли бы рассказать о нем попроще, как о живом человеке. Как рассказывают об Иване Комзине, уже после завершения строительства Куйбышевской ГЭС успевшем поработать под началом Петра Непорожнего. Или о Николае Семизорове, узнавшем об очередном грандиозной объекте Куйбышевгидростроя из уст своего министра.
   Вот как вспоминал Николай Федорович о событиях июля 1966-го, когда было подписано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О строительстве завода по производству легковых автомобилей» в Тольятти, с пунктом «Возложить строительство... на Министерство энергетики и электрификации (книга-альбом «На волне памяти»): «22 июля... П. С. Непорожний вызвал меня в Москву... Цифры, которые известны теперь всем и никого не удивляют, тогда просто потрясли. За каких-то четыре года предстояло построить громадный комплекс автозавода, тепловую электростанцию на 520 тысяч киловатт, новый Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью свыше 2 миллиардов рублей...»
   Разумеется, ВАЗ был не единственной и не самой главной стройкой в жизни Петра Непорожнего. Курировать и в меру сил поддерживать стройку в Тольятти приходилось постольку, поскольку Куйбышевгидрострой (равных которому в советской стройиндустрии по тем временам не было - что, как известно, во многом определило выбор Тольятти из множества других претендентов на автозавод) подчинялся Минэнерго. Его же стихией была энергетика чистой воды. Но все, кто знал Непорожнего, говорят: в его лексиконе не было понятия «остаточный принцип»...
   Сегодня его имя вспоминают довольно часто - особенно в связи с планами реструктуризации Единой энергетической системы. На то, «как поступил бы Непорожний», оглядываются и противники реформы, и ее сторонники.
   Не так давно, например, заместитель академика - секретаря отделения физико-технических проблем энергетики РАН, академик Камо Демирчян в интервью газете «Промышленные ведомости» вспомнил Непорожнего в связи с проблемой катастрофического износа оборудования гидростанций и ТЭЦ (именно этот аргумент гидроэнергетики используют сегодня для форсирования принятия Госдумой «энергетического пакета» с повышением тарифов). По словам академика, большого противника инициатив Чубайса, при систематическом проведении ремонтных работ и нормальной диагностике оборудования живучесть оборудования станций и ЛЭП можно продлить на полвека - и это обойдется стране много дешевле установки нового оборудования. «Но после акционирования электроэнергетики эти работы почти не велись», хотя проблема продления ресурса возникла еще в 80-е годы. Петр Непорожний в бытность свою министром энергетики для этих целей создал специальную лабораторию - и теперь у специалистов есть все, что «позволяет подходить индивидуально к продлению живучести турбины, генератора, трансформатора»..

   По сути, авторитет Петра Непорожнего, не способного теперь уже постоять за себя и высказать свою позицию, косвенно «эксплуатируется» в политических дискуссиях. По мнению академика, ленинская идея ГОЭЛРО - идея рыночная в отличие от планов «упразднения ЕЭС». «В отличие от Ленина Борис Ельцин руководствовался псевдорыночными представлениями, в основе которых лежала философия дерегулирования и дезорганизации всего и вся, — говорит Демирчян. - Поэтому он подписал указ о реструктуризации ЕЭС, то есть о ее разделе на отдельные функциональные, коммерчески самостоятельные части. Собственно говоря, такая философия привела к развалу всей прежней отечественной кооперационной экономики. Итоги известны».

   Позиция, высказанная кабинетным ученым, тоже известна. Но мне, например, гораздо ближе позиция почетного энергетика Российской Федерации, некогда главного энергетика на строительстве Куйбышевской ГЭС, затем руководителя «Красноярскэнерго» Игоря Никулина, изложенная им в «Новых известиях» от 29 сентября 2001 (рукопись этой публикации, подготовленной несколько лет назад, хранится в моем личном архиве). Вовсе не горячий сторонник реструктуризации по Чубайсу, ныне 85-летний ветеран энергетики, тем не менее вовсе не считает созданную при социализме Единую энергетическую систему в ее прежнем виде эталоном «рыночной эффективности», называя ее «пережитком социализма».

«Надеюсь, я могу утверждать то с определенным знанием дела, поскольку пришел работать на электростанцию в 1931 году и связан с энергетикой 70 лет, - пишет Игорь Александрович. - Основу плана ГОЭЛРО составляло строительство районных электростанций и формирование вокруг них региональных энергосистем. К слову, по тому же принципу строилась и энергетика Западной Европы и США: общегосударственные, затем и межгосударственные энергосистемы росли снизу, по мере роста региональных, а не наоборот».

   Как считает Никулин, «принципы, положенные в основу плана ГОЭЛРО, были отброшены в тридцатые годы, когда возникла необходимость использовать многотысячные армии заключенных - даровую рабочую силу. Заключенных удобно использовать на крупных стройках». В итоге если Волжскую ГЭС имени В. И. Ленина построили за пять с небольшим лет, то на возведение уже упомянутой Саяно-Шушенской ГЭС имени П. С. Непорожнего руками «вольнонаемных» ушло около двадцати. Разорительны для экономики страны и заложенные при социализме «сети»: доставка электроэнергии от гигантов энергетики за тысячи километров до конечного потребителя выливается в копеечку. «Для каждого, кто имеет представление о принципах работы энергосистем и обеспечения их устойчивости, ясно, что такая гигантомания могла объясняться только политическими мотивами, а отнюдь не социально-экономическими», — подытоживает Никулин...

   Словом, и в этом споре схлестнулись приверженцы двух непримиримых систем. Интересно все же, на чьей стороне был бы Петр Непорожний...

 

 

  

Design by Vorona M.

star wars unleashed nocd
Hosted by uCoz